Карачун (Корочун, Коляда) - семейный праздник. "Накануне праздника привозится в каждый дом большой дубовый чурбан, украшенный венками и лентами и называемый бадняком. Бадняк кладут на очаг, льют на него масло и пиво, бросают в печь соли, муки и, иногда, мелкие монеты. Когда бадняк загориться, зажигают от него свечи и лампады, что вполне напоминает обычай живого огня, и главарь семьи, прочитавши молитву, берёт кубок вина, отведывает и передаёт его старшему из прочих членов семьи, тот другому, пока кубок не обойдёт всех присутствующих.
Для исполнения всех обрядов, связанных с бадняком, необходимо лицо полажайника, т.е. человека, не принадлежащего семье. Входя в горницу, полажайник кланяется хозяевам и осыпает избу зерном; потом бъёт кочергой по догорающему бадняку, чтоб от него летели искры, приговаривая при каждом ударе: "Сколько летит искр, столько же скота, ульев, счастья и успеха" (Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества, 1849; переиздание: М.: ТЕРРА,1997).
Отправлено: 29.11.09 14:57. Заголовок: Корочун – другое наи..
Корочун – другое наименование Мороза (см. «Мороз» из раздела «Боги восточных и южных славян»). В отношении происхождения имени ведутся споры: одни исследователи утверждают, что оно происходит от русского слова «коротить»,«укорачивать» (день), другие указывают на тюркский корень «кара» – «черный», а третьи выводят его из чешского «карачити» – «ходить».
22 или 25 декабря – Солнцеворот, Корочун, Даждьбожий день, Волчий день, рождение богов, рождение Солнца. В этот день люди до рассвета собирались на возвышенностях, жгли костры, приветствовали солнечный восход, скатывали горящие колеса, устраивали пиры. Символизируя победу солнца над зимой, на льду рек устраивали кулачные бои, которые начинались со «снежков» детей, продолжались потасовкой подростков и заканчивались столкновением взрослых «стенка на стенку». «Медведь в берлоге вместе с солнцем ворочается, зима по дворам в медвежьей шкуре ходит, в крышу стучит». Считалось (по мнению Афанасьева А. Н.), что Перун в этот день молниями возжигает погашенное демонами солнце. До смены календарей Солнцеворот и Новый год были одним праздником и их обряды проходили в один день.
Отправлено: 29.11.09 14:58. Заголовок: Уряд праздника (вари..
Уряд праздника (вариант):
1. Обряд "Возжигание Огня" (в обрядах участвуют "исконовцы" и неоднократно присутствовавшие на праздниках "Искона" гости);
2. Обряд "Славление Велеса";
3. Закличка Коляды: "Коляда, Коляда, войди в ворота". "Коляда" - девушка в просторной белой рубахе, украшенной яркими лентами, въезжает на капище в санках на бадняке. Санки везут "кони" - трое молодых людей;
4. "Коляда" возлагает бадняк на краду;
5. Игрища (участвуют все);
6. Обряд "Бадняк" (проводит гость, стоящий в Коло);
7. Обряд "Славление Даждьбога";
8. Братчина (участвуют все)
Уряд составлен по материалам работ АфанасьеваА.Н. и Шеппинга Д.О.
Корочун – другое наименование Мороза (см. «Мороз» из раздела «Боги восточных и южных славян»). В отношении происхождения имени ведутся споры: одни исследователи утверждают, что оно происходит от русского слова «коротить»,«укорачивать» (день), другие указывают на тюркский корень «кара» – «черный», а третьи выводят его из чешского «карачити» – «ходить».
Трошки дополню С.В.: 1) слово "карачун" исконно славянское и образованно от глагола со значением "шагать" (см. Этимологический словарь Фасмера); 2) в письменных памятниках Древней Руси "Карачун" - календарная дата (например в Новгородской летописи: "Стояше вся осенина дъждева от госпожина дни до Корочюна тепло дъжгъ"); 3) согласно фольклорным данным (см. "Толковый словарь" В.Даля), карачун - это и день зимнего солнцеворота, и название самого солнцеворота.
Ибн-Фадлан. Путешествие на Волгу: "И как только приезжают их корабли к этой пристани, каждый из них выходит и (несет) с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набид, пока не подойдет к высокой воткнутой деревяшке, у которой (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг нее (куска дерева) маленькие изображения, а позади этих изображений (стоят) высокие деревяшки, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом (он) говорит ему: "О, мой господин, я приехал из отдаленной страны и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то и столько-то шкур", пока не сообщит (не упомянет) всего, что (он) привез с собою из (числа) своих товаров – "и я пришел к тебе с этим даром"; – потом (он) оставляет то, что (было) с ним, перед этой деревяшкой, – "и вот, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца с многочисленными динарами и дирхемами, и чтобы (он) купил у меня, как я пожелаю, и не прекословил бы мне в том, что я скажу. Потом он уходит. И вот, если для него продажа его бывает затруднительна и пребывание его задерживается, то он опять приходит с подарком во второй и третий раз, а если (все же) оказывается трудным сделать то, что он хочет, то он несет к каждому изображению из (числа) этих маленьких изображений по подарку и просит их о ходатайстве и говорит: "Это (эти) жены нашего господина, и дочери его, и сыновья его". И (он) не перестает обращаться к одному изображению за другим, прося их и моля у них о ходатайстве и униженно кланяясь перед ними. Иногда же продажа бывает для него легка, так что он продаст. Тогда он говорит: "Господин мой уже исполнил то, что мне было нужно, и мне следует вознаградить его". И вот, он берет известное число овец или рогатого скота и убивает их, раздает часть мяса, а оставшееся несет и бросает перед этой большой деревяшкой и маленькими, которые (находятся) вокруг нее, и вешает головы рогатого скота или овец на эти деревяшки, воткнутые в землю".
Ибн-Русте. Дорогие ценности: "И все они поклоняются огню. Во время жатвы они берут ковш с зёрнами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии»"
Отправлено: 29.11.09 17:18. Заголовок: lik , ты критикуешь ..
lik , ты критикуешь хр-во, не особо разбираешься в родноверии (язычестве) и, в то же время, не производишь впечатление атеиста. Поэтому у меня к тебе вопрос: "Ты чьих Богов будешь?".
Отправлено: 21.12.09 20:26. Заголовок: 19 декабря справили ..
19 декабря справили Карачун. "Карачун" был двучастным: обряд и братчина. Обряд провели жрецы и жречествующие общины. Судя по внутренним ощущениям и погоде на улице)), Боги нас услышали (призывали Дажьдьбога и обращались к Велесу). Братчина началась с обряда "Видно ли меня, детушки?", после чего продолжилась честным пиром-пированьицем))).
Кстати,мы считаем, что время проведения зависит от цели праздника: если мы "помогаем" солнцу сделать "воробьиный скок", то проводим обряд либо чуть раньше, либо в день солнцеворота; если мы только благодарим, то можно позже.
"О празднике Коляды наши догадки гораздо темнее. Ясно только, что этот праздник, подобно Купале, продолжался несколько дней, что сохранилось еще до сих пор; главное же время этого праздника, ночь под 24 декабря, которая по случаю кануна Рождества Христова перешла на следующую ночь с 24-го на 25-е. У некоторых славян, в особенности русских, переходит этот праздник на канун нового года и продолжается до 6 января, почему и разделяются у нас Коляды на рождественские, Васильевские и крещенские. У южных славян принимает день зимнего равноденствия имена бадного вечера, Бадняка, Ведая и Крачуна (у карпатских словаков). Это последнее имя существовало, по-видимому, прежде в России, где Рождественский пост носил имя Корочунского. В России известен еще праздник Коляды под именами Святок, Окрутника (в Новгороде), Субботки (в Торопце) и Авсена или Аусена и Таусена (во Владимирской губернии), из которых последнее относится преимущественно к Васильевским Колядам, т. е. к кануну нового года." (Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества, 1849; переиздание: М.: ТЕРРА,1997)
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет