On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум Липецкой языческой общины "Искон". Добро пожаловать.

АвторСообщение
moderator




Сообщение: 551
Зарегистрирован: 21.11.08
Откуда: СССР, Липецк
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.09 19:41. Заголовок: БОГИ.


Вариант 1-

Род - вселенная,породитель всего сущего.породил Сварога – великого бога, который довершил творение мира.

Сварог - переводится с санскрита (священный язык арийцев – «сам скрытый»), как «ходящий по небу», им обозначали дневной путь солнца по небу, потом сам небесный свет. От него пошли другие Боги и Богини, затем люди. Сварог создал и Сваргу – страну в небесах, где живут наши славные предки, сварганил землю. Он заботился о людях, дал им Солнце. Сварог также научил людей готовить творог и сыр из молока, дал плуг и ярмо и научил возделывать землю, чашу для напитков.
От Сварога (Свентовит или Святовит) пошли другие Боги и Богини, и каждый из них имел свои функции и задачи в управлении природными процессами. Очень важно понять, что все они – проявления единого Бога, как бы уменьшающиеся копии, хотя каждый имел собственный характер.
Рядом с Родом всегда Рожаницы. В жизни каждого человека есть как добрые счастливые времена, так и несчастливые, тяжелые. Первыми ведала богиня Доля, а вторыми ее сестра Недоля. Пир в честь Рода и праздник Рожаниц происходил, когда собран урожай - 9 сентября. (Христианская замена – праздник Рождества Богородицы, когда происходит «благословение хлебов»).
Сотворенный Родом и Сварогом Мир привел в движение Велес, он запустил цикл Дня и Ночи, цикл Времен Года, космического Вдоха и Выдоха. Это было обучение основам жизни – люди учились преодолевать трудности и ценить счастье. Круг жизни – Коло, по высшему закону Прави происходит коловращение вслед за движением Солнца – посолонь. Символом этого движения от Тьмы к Свету, от Нави через Явь к Прави является знак солнцеворота, или на санскрите – свастика. Наша галактика имеет также свастичную форму. Этот закон правильного движения дал Велес (священная «Книга Велеса») и его несли людям волхвы. (Христианская замена Бога Велеса – Святой Власий, покровитель скота).
Сыновья Сварога звались Сварожичами и первым из них был Даждьбог, бог Солнца дающий тепло и свет для жизни. Его имя мы произносим в самой краткой молитве, дошедшей до наших дней: «Дай, боже!». Он противостоял миру Тьмы, Нави и олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю (белый свет).
Вторым сыном был бог Огня – Семаргл, который породил бога ветра – Стрибога. Самый знаменитый из братьев Сварожичей - Перун – Бог грома, молнии и грозы, Громовержец. (Христианская замена – Илья Пророк). Перун – сын Сварога и Лады. От ее второго имени – Слава – произошло название «славяне». Колесо с шестью спицами было громовым знаком на домах, как защита от молнии Перуна.
Бог Коляда подарил людям первый Календарь (Коляды дар), в котором отражена смена времен года и указания о ведении сельхозработ. Чествование его происходило зимой (пели «колядки», потом выпекали особое печенье – в виде жаворонков, которым угощали не только близких и соседей, но и стихии - огонь и воду, чтобы в новом году они дружили с людьми. (Книга Коляды).

Таким образом, были даны людям 3 закона:
Первый закон жизни дал Род. Жизнь безконечна и вездесуща. Всевышний снизошел на планету и возникла Жизнь, сначала в виде его сына Рода, затем в виде Сварога. Мир был разделен на три части. Человек, являясь внуком богов, живет в Яви и должен стремиться к небесам - Прави, избегая зла и тьмы - Нави.
Второй закон жизни дал Велес. Это движение людей от Тьмы к Свету, за движением Солнца.
Третий закон поведал людям Коляда. Коляда вывел людей за пределы сиюминутного существования, показав, как движется время через смену времен года, и каких явлений в природе следует от этого ожидать. Показал в круговороте времен года модель жизни – от весенней юности к зрелому лету, от заслуженной осени к зимнему увяданию, такие же циклы проживает человек, семья, племя, государство.
Каковы же были женские божества? Когда Род еще находился в золотом яйце, то он силой мысли сотворил Ладу – Любовь. Она и помогла ему разрушить стены яйца и приступить к дальнейшему творению мира. Род сотворил Мать Сыру Землю – не только земную твердь, но и Богиню-Мать, Мокошу,которую особенно почитали наши предки (Земля-Матушка, Земля-кормилица, Матушка – сыра земля).
Богиня Лада, богиня любви и красоты. Этим именем наши предки называли не только богиню, но и весь строй жизни – Лад (Родолад), где все должно быть ладно, т.е. хорошо. «Ладушка» - говорил муж любимой жене, а она называла его – «ладо». Когда составляли важные соглашения, договаривались о чем-то, говорили - «лады». Оладушки, тоже из того же корня. Богиня Лада также считалась богиней расцветающей весны и ее символом была белая лебедушка. Она была золотоволосая, длинные волосы украшены цветами. У Лады было два сына-близнеца Лель и Полель. Крылатый Лель выдыхал золотой туман, который вызывал в сердцах девушек чувство любви и нежности, а его сестра Леля опекала влюбленных юношей. Другой сын - Полель вызывал чувство страсти.
Богиня Жива, богиня самой жизненной силы, поздней весны и лета. Она обладает животворящей силой, т.е. воскрешает уснувшую зимой природу и чувства людей.
Она звучит в словах «жи-вот». «живность», «жилье», «жито», «живица», «заживляющий».
Противостоит богине Живе Морена, Мара, Морана (Смерть), которая связана с зимой, холодом, тьмой и злом. Слова «морок», «мор», «мороз», «мрак» несут этот корень.
Если Лада и Жива – вечно юные и прекрасные богини, то Мокошь – Мать. Ее время – сбор урожая, а также хранение его и использование. Чествовали богиню-хозяйку 14 октября. Она учила женщин правильно хозяйничать: прясть, шить, готовить еду, подавать на стол, заботиться о муже и детях. Мокоша – воплощение изначальной богини Матери Сырой Земли, ей служат девы воды – русалки и девы воздуха – полудницы. Солнце и Ветер у нее «на побегушках», всемогущие боги трепещут перед ней, ведь у нее в руках священные нити судьбы, она прядет полотно из жизненных нитей. (Христианская земена – Святая Параскева, прозванная Пятницей, запрещала женщинам прясть по пятницам, т.к. пятница – святой день Мокоши).

Боги в нашем мире действуют сообща, сохраняя равновесие сил Всемирья. Как за днем следует ночь, а за ночью новый день, так за рождением следует смерть, а за смертью – новое Возрождение. Родные боги проявляются как вовне нас, так и внутри. Так, например, в душе человека Сварог – это воля, Перун – сила, Велес – мудрость, Лада – любовь, Даждьбог – щедрость и т.д., а в Годовом Круге они предстают каждый в свой черед, являя собой при этом единый хоровод сил Всемирья.

СЛАВА РОДНЫМ БОГАМ И ПРЕДКАМ НАШИМ!!!

Вариант 2





Боги древних славян
РОД
Род-вселенная.
Сварог

Сварог- был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда богов (Перун, Даждьбог-Радегаст, Огонь-Рарог-Семаргл); бог огненной стихии, творец, соотносимый с Гефестом орфической традиции . Сварог связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога проиходит от ведического "svargas" - небо; так же в этом слове представлен и корень "var" - горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди. "Дид божий" Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам - Сварожичам...

Перун

Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные иноевропейцы (арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена.

Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X в. - времени военных роходов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.

Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще называли Перун-Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными.

Перуна называли "княжьим богом", послольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев. Это бог воинов и дружинников. В известных договорах славян с греками говорится, что князья-воители клялись Перуном, и только на втором месте в договорах фигурирует Велес. В историко-социологическом плане культ Перуна следует относить к поздней эпохе, когда обозначились черты военной демократии, и князья-воители у славян стали обладать большей властью, нежели жреческое сословье, имевшее своих богов (мудрости и магии).

Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища. Молнии - это стрелы бога-громовника. Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица (молот), как знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.

Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий Победоносец), поражающий змея - никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем. Причем сам образ "бога-громовержца, бога скалы, камня" реконструируется лингвистически как праиндоевропейское (санскритское) "Перун-Перунт". Фраза, заключающая в себя основной миф, так и звучит: "Перперти н'агхим Перун(т)", что переводится - "Убивает (поражает, ударяет) змЕя громовержец - бог камня". Однако, поскольку кроме бога-громовика есть и другие "змееборцы" (так называемые "светлые боги" Свентовит и Дажьбог), постольку данная версия - это лишь символ борьбы двух неуничтожимых начал: "умная сила"(Змей) & "сила есть, ума не надо"(Змееборец).

Тот, кто ищет покровительства у Перуна - "зациклен" на идее противоборства, у него сознание борца, воина, готового ответить ударом на удар, силой на силу. Его совершенство особого толка. Он не склонен ни к какому договору или сотрудничеству, потому что считает "принцип Громовика" единственно справедливым и сверяет с этой Идеей каждый свой шаг. Он приносит нерушимую клятву и верит, что владыка громов и молний следит за ее соблюдением свысока. Однако, "громопоклонничество", как почитание Солнца или Огня, это лишь один из Путей в язычестве; существуют и другие...

Велес

Велес- Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос). Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть","великий". Нисхождение в иной мир приносит герою всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими особенностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса").

Велес - сын небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних индоарийских богов, сначала как покровитель охотников, затем скотоводства и богатства; он приходил в мир под разными именами - Рудра и Шива (в разных временных рамках!), Тот, Гермес, Меркурий, Луг, Велунд, и наконец Один-Вили-Ве и Локи. Это имена одного Архетипа из разных культур и разных времен (все они, в том числе, боги мудрости и магического знания). Велес есть ВОЛЯ, связующая самые противоречивые тенденции - к созиданию и к разрушению. Он бог волшебства, мудрости и искусства, покровитель ремесел и повелитель мертвых. ВЕЛес - бог ВЕДающий и ВЕДущий (ВЕЛикий ВОДчий) для всех, кто следует путями магии. "Скотий бог" Велес так же следит за соблюдением договора (а любой договор так или иначе предполагает доверие). Это он благославляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает тайны ремесла и медицины. Мудрость и волшебные ремесла, действительно, всегда идут рука об руку. Любимец Велеса - совершенный человек. Он может быть талантливым ученым, гениальным поэтом и певцом, непревзойденным мастером по части приготовления кушаний, лучшим из садовников или лесничим, удачливым крестьянином, наконец, дельцом.

Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто расплачивались домашними животными, слово "скот" имело значение "деньги","имущество" и так же было показателем богатства; слово "скотолюбие" означало корыстолюбие; "скотник" - финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой; "скотница" - казна. В Древней Руси Велес был и покровителем купцов, которые в своих договорах часто клялись его именем.

Хозяин иного мира - божество прародитель - в древнейшей мифологии имеет облик животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как могущественного божества. С Велесом связано созвездие Плеяд (Волосынь). Волос - древнее хтоническое (имеющее вид зверя) божество, которое сохранило имя, происходящее от "волосы", "шерсть", "шерстистый"; бог сохраняет черты зверя, представляется мохнатым (в южнославянских языках название шерсти - "вълна" - восходит к тому же корню; другая форма имени бога - Волос). В таком понимании Волос не является только лишь "скотим богом" (как Гермес - антропоморфный бог), а богом-скотом, богом в виде дикого животного.


Культ Велеса - великого подземного бога, покровителя богатства, владыки мудрости, колдовства, поэзии, искусств, музыки, повелителя мертвых - был очень широко распостранен на Руси. Об этом, в частности, говорит обилие деревень и сел с названиями Велесово, Волосово, Волотово. В народном фольклоре Велес часто употребляется в значении "пастух", Велес - "водчий бог". Он же - страж Нави, переносящий души умерших в Навь (небытие); владелец Перехода и Водчий из мира в мир.

В славянской языческой мифологии Велес так же предстает в обличье Змея, божественного противника Перуна. Велес-Змей, как ипостасть более обширного архетипа - космогонического Чернобога ("Черта"), воплощает в себе силы первобытного Хаоса, буйной, неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной человеку. Велес-Чернобог ("Черт"), обладая столь мощной разрушающей силой, но являясь так же богом мудрости, умеет держать собственные силы Хаоса в повиновении и направлять их в нужное русло. Противником Велеса, как "Черного бога", является "Белый бог" - Световит (Свентовит), что наглядно изображено на Збручском кумире (в греческих же мифах это отражено как противоборство бога Гермеса и Аполлона). Противопоставление Велес-Перун выводится не только из славянской мифологии, но и из индоевропейских параллелей. Например, Вала и Велес этимологически тождественны, а параллель Перун-Индра наблюдается так же наглядно.

Язычники-славяне чтили обоих божественных противников - и Перуна, и Велеса. Только святилища Перуна устраивались по высоким местам, а святилища Велеса - в низинах.


Чернобог

Чернобог-Повелитель Нави, Пекельного царства, Тьмы - есть могучий властитель Чернобог. Велика власть Черного бога, стремится он повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти, сковать вечным холодом. Вечным оппонентом Чернобога является Белобог, воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с Богом Тьмы (с самим собой). Так в мифе проиллюстрирована взаимосвязь и цикличность света и тьмы.

Петр Альбин в Миснейской летописи говорит: "славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они ПРИМИРЯЛИ его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда "... Гельмгольд в своей "Славянской Хронике" описывает, что когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Но следует заметить, что воспитанный на иной религии может трактовать обряды иноверцев только с точки зрения собственной религии. И тот и другой авторы поняли славян по-своему, по-христиански...

Аль-Масуди дает описание святилища Черного бога (10 века) на черной горе "... в нем [здании на черной горе] они [славяне] имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой - пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев [т.е. абиссинцев]".


Дажьбог

Дажьдь- одним их почитаемых на Руси богов был Дажьбог (Даждьбог) - бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Имя его происходит не от слова "дождь" (как иногда ошибочно думают), оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Часто употребляемая фраза "дай бог" служит отражением древнего имени Дажьбога (в древнерусском "дай" было "дажь"). Восточнославянскому Дажьбогу соответствуют Дабог и Дajбoг у южных славян и Dac'bog у западных. У всех славян он выступает как "дающий бог" (deus dator).

Славяне называли его "Солнце-царь, сын Сварогов", символами этого бога были золото и серебро. Культ Дажьбога особенно расцвел на Руси в XI-XII вв., в эпоху государственной раздробленности, сосуществуя с христианством. Русские люди почитали Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками. О Дажьбоге - Солнце-царе - говорили как о первом правителе, учередителе календарного счета дней, законодателе. Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены четверо огнегривых коней с золотыми крыльями; в руках бога - ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника; солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила.

Ярила

Ярила - сын (и\или ипостась) Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты называют "страстью кипучей", и находилась в "ведении" славянского бога Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. Ярило - так же и весеннее солнце. Язычники-славяне считали, что весенний расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь - увеличивать плодородие полей. Так же у Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых. Ярила так же - Вешний Коровий бог, бог-воин, "побеждающий" Мороза весной и "сшибающий с Зимы рога". Сохранился в христианских святцах как Никола Вешний; у западных славян именовался - Яровит ("ярый бог").

Хорс 1

Имя "хорс", имеющее индоиранские корни, означает "солнце", "круг". Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее существо, не обладающее антропоморфным обликом и представлявшееся просто золотым диском. Анализ известных сведений о Хорсе показывает, что в большинстве сочинений Хорс соседствует с небесными богами: Перуном, соотносимым с громом и молнией, и с Дажьбогом, что позволяет интерпретировать его принадлежность к солярным божествам. Хорc - божество солнечного светила, но не солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу Дажьбога-солнца, подателя земных благ. С культом Хорса был связан ритуальный весенний танец - ХОРовод (движение по кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные колеса, так же симвользирующие светило.
Хорс 2

Хорс-бог солнечного(холодного)солнца - месяц,луна.

Семаргл


Огнебог-Семаргл (Симаргл) - бог огня и огненых стихий, посредник между людьми и небесными богами. Был спутником богов солнца и плодородия. В ТОМ ЧИСЛЕ, по смежной мифологической версии, Семаргл - также и "крылатый пес", охранитель посевов, бог коней. О древности ОДНОГО ИЗ таких его образов говорит звериный облик; представление о Семаргле - защитнике посевов - как о чудесной собаке легко обьяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз. Семаргл, как и Хорс, божество скифского происхождения - их культ пришел от восточных кочевников, поэтому оба этих бога почитались только в Южной Руси, граничевшей со Степью.

Стрибог

По одной из версий, Стрибог является верховным царем ветров - "Слово о полку Игореве" называет ветры "Стрибожьими внуками". Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.

По другой версии, Стрибог или Стриба(га) - древнее верховное божество Пространства, а затем и просто властитель воздушной стихии, времени. Индоиранское "бог" (авестийское "бага") в этом имени объединено со славянским "СТРЪга"- распространять, простирать. По функциям, как отмечает Б.А. Рыбаков, Стрибог близок к скифскому Папаю и греческому Зевсу. Согласно восточно-славянской традиции, СТРИба является в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе - сагайдак со СТРЕлами. Ветер играет СТРУями - СТРУнами дождя и лучами - СТРЕлами света, тот же ветер колышет СТРуны высоких трав в поле на равнине, где властвует Стрибог. Несомненна фонетическая связь со словами "стрела", "струна", "СТРЕмя", "СТРЕмительный" (один из главных эпитетов Ветра в сказках). "То ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы" - сообщает "Слово о полку Игореве". С громом и молниею тесно связываются ветры, внуки Стрибога, они придают стремительность стрелам (лучам) солнца, которыми оно оплодотворяет все способное к развитию и преследует темную силу смерти." Этим подчеркивается функция Стрибога, как посредника между Вышним и Нижним мирами...

Марена

Во многом схожа с Велесом Марена - богиня Зимы, мира мертвых и... плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались вплость до недавнего времени: Марой или Мареной в деревнях называли соломенное чучело - олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому, как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).

Макошь

Макошь-К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь-Земля - олицетворяет собой женское начало природы. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом (огнебогом), с русалками, орошающими поля, с водой вообще - Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы, вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов. Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины с распущенными волосами и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его. Но если человек опустился, разуверился и махнул на все рукой - мол, "Кривая вывезет", то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Неделя, Несреча - туда, где ужи причитают над могилами Карна с Желею.

Лада

Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ прослеживался (в частности, у поляков) вплоть до XV века; в древности он был распостранен у всех славян, а так же балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Имя ее повторялось в припевах песен: "Ой, Ладо!". Богинь-Рожаниц было две: Мать и Дочь. Ладу называли "матерью Лелевой". Лада связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем "Лада" в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно. Раньше свадебный сговор назывался "ладины". Лада иногда считалась так же и матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.

Леля

Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ проростающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг заранее приготовленными венками. Культ Рожаниц связывался как с плодородием и земледелием, так и с понятиями брака, любви и деторождения.





Гы! и фамилия у меня соответствующая!!! Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Сообщение: 352
Зарегистрирован: 06.12.08
Откуда: Липецк
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.09 20:09. Заголовок: "В Начальной лет..


"В Начальной летописи имена богов читаем в трёх договорах русских с греками. По договору 907 г. русские клялись “оружием своим и Перуном богом своим и Волосом скотьим богом”. Клятву Перуном дважды встречаем в договоре 945 г. В договоре 971г опять русские клянутся Перуном и Волосом, скотьим богом. В 980 г. князь Владимир поставил в Киеве на холме кумира Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла, и Мокошь.

В 988 г. Владимир приказал низвергнуть богов: одних изрубил, других сожгли. Перун был предан поруганию и брошен в Почайну или Днепр. Та же участь постигла идолов в 991 г. в Новгороде: епископ Иаким, прибыв в Новгород, разорил требища, сокрушил идолов, посек, т. е. низвергнул Перуна и приказал бросить его в Волхов. Когда Перуна тащили и издевались над ним, в него вошёл бес и начал кричать: “О горе , ох мне достахся немилостивым сим рукам”. Проплывая под мостом, Перун будто бы бросил на мост свою палицу и сказал: “на сем мя поминают Новгородския дети”, вот почему там часто случаются драки, замечет летописец… Волною прибило Перуна к берегу; но Пидьблянин, рано утром вёзший горшки на базар, оттолкнул идола шестом и сказал: “ Ты, Перунище, досыти еси ел и пил, а ныне плыви прочь”.

“ Бесы Перуна и хроса и ины многы попра (Владимир) и сокруши идолы”, говорит Мних Иаков в Похвале равн. Кн. Владимиру.

В компилятивном “ житии блаженнаго Володимера” упомянуты Волос и Перун.

В слове св. Григория на просвещение, надписываемом како первое погани суще языцы служили идолом, переводчиком вставлены имена славянских богов: “ тем же богом требу кладоуть и творят, и словеньскый язык, вилам, и мокошьи, диве. Пероуноу херсоу, родоу и рожаници, оупирем и берегыням, и переплутоу, и верьтячеся пьют емоу в розех, и огневи сварожицю молятся, и навьмь мевь творять”… Несколько ниже переводчик утверждает, что греки, египтяне и римляне ставили трапезу роду и рожаницам, а от них переняли славяне:” се же словен начали тряпезоу ставити, родоу и рожаницям, переже пероуна бога их, а преже того клали требы оупирем и берегыням по святем крщении пероуна отринуша, а по Христа господа бога яшася, не и ныня по оукраинам их, молятся проклятомоу богоу их пероуноу херсоу и мокоши и вилам, не то творят акы отаи, сего же не могутся лишити… проклятаго того ставлення вторыя тряпезы родоу и рожаницам”.

В слове Христалюбца в Златой Цепи XIV века делается упрёк двоеверным христианам, что они “веруют в перуна и в хорса и в мокошь и в Сима и в Рьгла и в вилы их же числом,-л, сестрениць… и огневися молять, зовуще его сварожицем и чесновиток богом творять”…-“Молять под овином, огневи и вилам и мокоши и симу и реглу и преуну и волосу скотью богу, роду и рожаницам”. -“Ставять лише тряпезы кутинныя, и законного обеда иже нарицаеть незаконная тряпеза и менимая роду и рожаницам.

В “слове и откровении святом апостоле” читаем:” в прелесть великоу не внидят мняще богы многы пероуна и хорса дыя и трояна и инии мнози, ибо яка то человецы были суть старейшины пероунь в елинех, а хорс в Кипре, Троянь бяше царь в риме”.- “Ибо сего дне ессе в поганых, глят бо ово сут бози небнии, а дроузии земнии, а дроузии польстии, а дроузии воднии”.

В хождении Богородице по мукам переводчик внёс имена по его мнению славянских богов: Трояна, Хорса, Велеса, Перуна.

В Слове о полку Игореве, проникнутом вообще языческим миросозерцанием, упоминаются русские божества. Певец Боян назван внуком Велеса; ветры – Стрибожи внуци; “погибашеть жизнь Дажьбожа внука”; Всеслав князь “ великому Херсови влеком путь прерыскаше”.

В Софийской рукописи № 1262 читаем: ”И начаша жрети молнии, и грому и солнцю и луне. А друзии перуну, хоурсу, вилам и мокоши, оупирем и в Сварожица вероуют и в артемиду” - “А друзии веруют в страбога дажебого и переплоута иже вертячеся ему пиють в розех”.

В Ипатьевской летописи под 1114 г. Сварог упоминается, как комментарий к слову Феоста – Гефест “И бысть по потопе и по разделеньи язык, поча царьствовати первое Местром от рода Хамова, по нём Еремия, по нём Феоста, иже и Сварого нарекоша Египтяне… Те же Феоста закон устави жёнам за един муж посягати… сего ради прозваша и бог Сварог. И по сём царствова сын его, именем Солнце , его же нарицают Дажьбог Солнце царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бе бо муж силен”.

Из этнографических источников известны Ярила и Марена (Мара)...

Польско-чешские источники 15-19вв.(Длугош «История Польши», Стрыйковский «Русская Хроничка», Гизель «Киевский синопсис», Глинка «Древняя религия славян», Ганка «чешские глоссы» в «Mater Verborum» и «Велесова книга» Миролюбова являются авторскими домыслами, написанными в стиле того же Г. Глинки : «Описывая произведение фантазии или мечтательности, я думаю, что не погрешу , если при встречающихся пустотах и недостатках в её произведениях буду наполнять собственною, под древнюю стать, фантазиею» ( этими "источниками" в своей реконструкции почему то пользуются "волхв" Казаков "Мир Славянских Богов" и "волхв" Гаврилов «Боги славян: Язычество, Традиция»)".

Исходя из вышенаписанного, наш пантеон выглядит следующим образом:
Боги Древней Руси (согласно письменным источникам и этнографическим данным):
Род
Рожаницы
Сварог
Перун
Велес
Хорс Даждьбог
Симарьгл (по Гаврилову-это Огонь Сварожич, по Прозорову-это Ярила)
Мокошь
Троян
Дый Стрибог
Марена(Мара).


МО(А)КОШЬ


МО(А)КОШЬ - Мать сыра земля, богиня судьбы, плодородия и земных вод. Покровительница женского рукоделия.

1. Имена МО(А)КОШЬ упоминается в нескольких памятниках:
В Начальной летописи («Повести временных лет»): В 980 г. князь Владимир поставил в Киеве на холме кумира Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла, и Мокошь;
В древнерусских поучениях против язычества:
«Слово некоего христолюбца» - «И верують въ Перуна, и в Хърса, и въ Сима, и въ Ръгла; и в Мокошь, и въ вилы»; «Иже молятся огневи подъ овиномъ виламъ, Мокошьи, Симу, Рылу, Перуну, Волосу»;
«Слово святого Григория како первое погани суще язьщи кланялися идоломъ»: “Темь же богомъ требу кладуть и творять и словеньскыи язык: виламъ и Мокошьи, Диве»; «Но и ноне по украинамъ молятся ему проклятому богу Перуну и Хърсу и Мокоши и виламъ».

2. Лингвистические данные:
Mokos - прядение, плетение, мокрый, сырой, влажный;
Ма - мать;
Кошъ - жребий, корзина.

3. Этнографические данные: рус. диал. глагол мокшить (плача, выпрашивать что-либо (твер., новг.)); русск. диал. мокруха (в суеверных представлениях – сверхъестественное существо, которое оставляет мокрое место там, где посидит, и очень любит прясть (новг., волог.)); укр. диал. мокос («луг заливной»); «Не оставляй кужля, а то Мокоша опрядёт».

4. Топонимические данные: Мокша - правых приток Оки.

МА(О)РЕНА

Ма(о)рена, Мара – богиня смерти, зимы и сна.

1. mor – смерть, гибель.

2. Чучело богини уничтожается не только ранней весной, но и во время Купалы.

3. Первая фраза почти всех героев русских народных сказок после оживления: «Как долго (крепко) я спал».

ТРОЯН

Троян – бог зимы и смерти, поздним эпитетом которого стал «Мороз».

1. О существовании бога Трояна известно только по трём источникам:

В «Хождении Богородицы по мукам», которое известно было в переводе в греческого в XII столетье, имеется вставка, обещающая злые муки верующим в богов Трояна, Хорса, Велеса и Перуна. Это русская вставка; в позднейших списках Хождение этой приписки нет, потому что с течением времени память о языческих славянских богах утрачивалась, а потому упоминание о них, как ненужное и непонятное, было излишне.

В “Слове и откровении святых апостол” упоминаются боги «Перун, Хорс, Дый и Троян и инии мнози».

В «Слове о полку Игореве» упоминаются: 1) Тропа Трояна: « О бояне… аки лы ты сии плекы ущекотал, рища в тропу Трояню, чресь поля на горы»; 2) века Трояна – «были вечи Трояни, …на седьмом веце Трояни»; 3) земля Трояня – «вступила (обида) девою на землю Трояню».

2. На Украине 15 селений с названиями: Троян, Трояны, Троянка и т.п. Селения с аналогичными названиями находятся и в Курской области.

3. «Трояновы валы» - древние земляные укрепления на территории Украины.

4. troian - снежная масса, дорога, белизна.

5. Древнеславянский погребальный цвет – белый.

ЯРИЛО

Ярило – бог весеннего солнца, возбуждающий растительную силу в травах и деревах, плотскую любовь в людях и животных, силу и храбрость в человеке.

1. Лингвистические данные:
а) яра – весна; яровой, ярый: весенний, посеянный весной (отсюда название хлеба, сеемого весной: малорус. ярыня, великорус. ярица); гневный, гневливый, сварливый, жестокий, строгий, заносчивый, смелый, отважный, сильный, порывистый;
б) яр – животная похоть, плотская любовь и оплодотворяющая сила.

2. Этнографические данные – праздник Ярилы повсеместно проводили либо в начале весны, либо в конце весны – начале лета («Жизнеописание Тихона Задонского»(1763 год) – одно из самых старых свидетельств о Яриле, где довольно подробно описывается воронежский праздник, посвящённый этому богу, и делается вывод: «Из всех обстоятельств праздника сего видно, что древний некакий был идол, называемый именем Ярила, который в сих странах за бога почитаем был»).

3. Топонимические данные: д. Яриловичи, Ярилово поле, Ярилова роща, Ярилова плешь (гора).

ВЕЛЕС

Велес – «скотий» бог лесов, урожая и богатства. Проводник и защитник в загробном мире; обереги Велеса защищают от всевозможных напастей. Покровитель всех странствующих на суше и на море. Связан с небом и водной стихией
В народном христианстве (двоеверии) под Велесом почитали святых Власия и Николу.

1. Ритуальный топор с головой медведя, найденный в Ростове, где было капище Велеса, и на месте которого построили храм св. Власию.

2. Медвежья лапа, оберегающая крестьянский двор, называлась "скотьим богом".

3. Договора Олега и Святослава, где Велес назван "скотьим богом".

4. Слово "скот" означало не только домашних животных, но также и имущество, деньги, богатство (см. словарь Даля).

5. Обряд "Завивание бороды Велесу".

6. Праздник комоедицы, отмечаемый 24 марта, как весенний праздник пробуждающегося после зимней спячки в берлоге медведя. С медведем связаны другие календарные приметы. На Воздвижение (27 сент.) медведь ложится в берлогу; среди зимы, на Ксению-полузимницу (6февр.) или на Спиридона-солнцеворота (15 дек.) он поворачивается в берлоге на другой бок, а встаёт после зимней спячки на Благовещение (7апр.)".

7. В славянских захоронениях присутствуют медвежья лапа и кольцо. "Лапы сопровождались глиняным кольцом в форме бублика (лапы и кольца вылеплены из глины и большинстве случаев не были обожжены)".

8. В Тамбовской губернии, по словам Афанасьева, протаскивали щенков сквозь жерло колеса для того, чтобы они впоследствии не могли сбеситься (то же самое проделывали и с черепом крупного медведя, только протаскивали через него больных детей).

9. "На Великий же день Волосыни да Кола в зорю пошли, а Лось головою стоит на восток" (А. Никитин; Волосыни - созвездие Плеяд).

10. Топонимика (Волосово, Волосовичи, Волосов и т.д.).

11. "И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры - языцы зли суще...Идол же кланястасе сии, бысть Волос, сиречь скотий бог...Сему же многоказненному идолу и керметь (капище) створена бысть и волхов вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури". “И люди эти клятвою у Волоса обещали князю жить в согласии и оброки давать ему, но только не хотели креститься… При засухе язычники молили слезно своего Волоса, чтобы низвел дождь на землю… На месте, где некогда стоял Волос, тут и дудки, и гусли, и пение, раздававшееся много раз, и плясание некое было видимо. Скот же когда на этом месте ходил, необычной худобе и недугу подвергался… Говорили, что вся эта напасть была гневом Волоса, что он превратился в злого духа, дабы сокрушить людей, как сокрушили его и керметь” ("Сказание о построении града Ярославля").

12. Святилища Ве¬леса были не только в низинах, но и на возвышенностях (Волосова гора на Вологодщине, Велесово ребро – возвышенность в Ярославской области, в деревне Волосово Ярославской области сохранилось предание о деревянном идоле Велеса, стоявшем на вершине холма), берегах рек и озёр (Велеса – река в Смоленской губернии, там же Велестовское озеро; по русским поверьям путь на тот свет лежал именно через воду, реку).

Св. Власий:
1. В житии св. Власия повествуется, что он был пастухом и однажды совершил чудо: заставил волка возвратить похищенного поросёнка.

2. На некоторых иконах св. Власий изображался на коне в окружении лошадей, коров, овец.

3. На одной иконе рядом со св. Власием изображено существо с медвежьей головой.

4. В Беларуси день св. Власия назывался конским праздником.

5. "Волося, Волосье" - праздник в Слонимском уезде Гродненской губернии, во время которого рабочий скот освобождался от всякой работы, а перед закатом солнца объезжали жеребёнка или молодого бычка.

6. По свидетельству В. Даля, крестьяне называли Власьев день коровьим праздником.

7. При обряде опахивания села (магическом обряде защиты от эпизоотий и эпидемий) крестьяне несли икону св. Власия (впрочем, часто и св. Николая).

Св. Николай:
1. В Петербурге в Никольской единоверческой церкви когда-то находилось деревянное изображение Николы 17в. с головой очень напоминающую медвежью голову (в сов. время изображение хранилось в Музее истории религии и атеизма).

2. На имя Николай, так же, как и на упоминание медведя, существовало табу: его или вообще не называли по имени или говорили как-нибудь особенно, напр., поднимая перст к небу, почтительно: "Наш Бог" или просто "Он" ("В поле да в лесу один Никола бог).

3. Особенное почитание св. Николая у русс. Народа подметили иностранцы, бывавшие в России. В своих воспоминаниях они неоднократно отмечали, что русские воздают Николе поклонение, приличествующее самому Богу ("когда Бог умрет - Никола станет богом").

4. Зеледельцы молились св. Николаю об урожае, о большом приплоде скота и всеобщем благополучии.

5. Храмы св. Николая часто ставились русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими его покровителем всех странствующих на суше и на море.

5. Дважды в году (9 мая и 6 дек.-по ст. ст.) народ чествовал святого - Николу Вешнего и Николу Зимнего.

6. Соотнесение пастуха со св. Николаем: "Наше стадо Чудотворец Никола пасёт", т.е. пастуха не держим (В. Даль); пастуха приветствовали: "Никола в стадо".

7. Медвежьи когти как атрибуты Велеса заменились позднее иконками Николы, которые клали с покойным в гроб.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Сообщение: 434
Зарегистрирован: 06.12.08
Откуда: Липецк
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.12.09 16:05. Заголовок: СЕМАРГЛ "Это сл..


СЕМАРГЛ

"Это слово СЕМАРГЛ, о котором сейчас существует мнение, будто это славянское божество огня. Я понятья не имею, так ли это на самом деле было в поздние уже общеславянские времена, но первоначальное значение этого слова лежит передо мною, как на ладони. И оно не такое.
Это такая среднеиндоевропейская конструкция, состоящая из трёх частей:
– se – идея сеяния:
– mer – идея смерти;
– gwel – копьё или дротик.
В те времена все значения были очень приблизительными, а категории множественности или единственности не было даже и в помине – как в современном японском языке. Впрочем, тогда не было вообще никаких грамматических категорий.
И, таким образом, пересказывается эта конструкция на современный русский язык таким образом: сеющий смерть копьями.
Видимо, имелся в виду какой-то могущественный человек или божество.
Звучало это так: se-mer-gwel. В три слога, между каждым слогом делалась пауза, и каждый слог произносился со своею особою интонацией.
Каким образом конструкция se-mer-gwel стала произноситься СЕМАРГЛ или СИМАРГЛ – я бы мог объяснить, но это объяснение было бы очень длинным и нудным для моих читателей, и потому я его опускаю" (
http://literra.listbb.ru/viewtopic.php?f=19&t=604 ).

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет